Изготовление витражей

На протяжении всей истории витражи имели различные уровни популярности. Для Европы "золотым веком" в витражном искусстве считается XII и XIII века, а эпоха Возрождения перевернула идеологию искусства, и наибольшую популярность обрели живописные витражи с изображением человека. Европейские художники достигли высшей точки мастерства в живописи на стекле, и работы конца XIX века сохранились до наших дней. С течением времени и развитием технологий, а также с изменением идеологий в искусстве, изготовление витражей разделилось на множество течений и стилей. Для Европы наиболее актуальна религиозная тематика в витражном искусстве. Для нашей страны характерна американская технология изготовления витражей, которую изобрели художники Луис Комфорт Тиффани и Джон Ла Фарж в конце XIX века. Также на нашем сайте вы можете ознакомится со статьей о подсветке витража.

 

 

Производство стекла

Стекло образуется путем слияния кремнезема с такими компонентами как песок, щелочь, известь, кварцевая сода, хлористый калий или оксид свинца. Цвет получают за счет дополнения оксидов металлов в сырье. Компоненты варьируются в зависимости от того, какой цвет нужно получить. Оттенки зеленого получаются при добавлении оксида железа и хрома. Синие и голубые при использовании кобальта. А в красные, рубиновые и желтые цвета добавляют золото, уран, кадмий. На больших заводах компоненты смешиваются огромными партиями, затем смесь расплавляют в газовой печи при температуре 1500 градусов Цельсия. Специальная машина для забора горячей смеси поставляет стеклянную массу в емкости с жидким оловом. Стекло принимает форму ленты, а оборудование с оловом охлаждается водой. Лента из стекла движется по роликовому конвейеру, постепенно остывая. Далее машина или человек разрезают стекла на листы. В отделе контроля устраняют дефекты и далее листы хранят вертикально, в том числе во время транспортировки.

Видео о производстве витражного стекла

 

 

Витражи из свинцового профиля

Это старинная европейская технология, которая практически не изменилась в наши дни. Сначала художник накладывает стекло на рисунок и обводит нужный фрагмент, затем при помощи стеклореза вырезает деталь нужной формы. Тоже самое проделывают с остальными фрагментами будущего витража. Вырезанные куски стекла выкладывают на рисунок, чтобы убедиться, что они хорошо стыкуются. Используя рисунок в качестве образца, витраж собирается в единое целое. Вдоль периметра узора размещается цинковый молдинг, он будет удерживать края стекла. Далее к столу прикручивается рама, которая будет удерживать деталь во время сборки.

Витраж Соборе святого Вита, Альфонс Муха

Витраж Соборе святого Вита, Прага, Альфонс Муха

Мастер соединяет куски стекла полоской свинцового горбылька, он мягок и его легко изогнуть по форме детали. Горбылек имеет форму, которая позволяет ему удерживать стекло с обеих сторон. Закончив сборку и подогнав детали, художник плотно прижимает витраж к деревянной раме, с помощью паяльника и припоя закрепляются стыки. После спайки шов покрывается мастикой, что делает витраж влагонепроницаемым и придает стеклу благородный вид. Затем витраж посыпается хлористым кальцием, и полируется до блеска.

 

 

Витражи Тиффани

Луис Комфорт Тиффани был дизайнером интерьеров и в 1878 году с командой дизайнеров, вдохновленный европейскими витражами, открыл собственную студию и небольшой экспериментальный завод по производству стекла. Благодаря собственному видению на искусство создания витражей и неудовлетворению существующим материалом (стекло), Тиффани создал декоративное, живописное стекло: иридисцентное, опаловое стекло, серпантиновое стекло, узорчатое пятнистое стекло, которое усиливает декоративный и живописный эффект витража. Также Луис Комфорт Тиффани - автор знаменитой технологии сборки витражей путем соединения стеклянных кусочков между собой с помощью медной фольги и припоя. Она позволяет делать как обычные вертикальные, так и горизонтальные, потолочные витражи. Ясно, что витражи, изготовленные по такой технологии, выдерживают нагрузки необходимые для размещения на потолке.

Ambudance (Изобилие). Витраж в винном центре, Луис Комфорт Тиффани 1911 г.

Ambudance (Изобилие). Витраж в винном центре, Луис Комфорт Тиффани 1911 г.

Сначала из стекла вырезают детали по шаблону, затем для качественной подгонки кусочков друг другу мастер в ручную обрабатывает каждую деталь на вращающейся головке с напылением из алмазной крошки.

Обработанную, чистую деталь оборачивают медной фольгой по периметру и выкладывают на ровную поверхность для сборки по эскизу. После подгонки деталей и закрепления их в жесткой раме, художник соединяет стекла между собой оловянно-свинцовым припоем с помощью паяльника. Затем витраж полируется, и шву придается нужный цвет с помощью патины.

 

 

Витражи фьюзинг

Метод создания витражей путем спекания между собой стекла разного цвета при высокой температуре от 750 до 850 градусов Цельсия.

На тонкую прозрачную основу выкладываются цветные стекла или стеклянная крошка, в соответствии с задумкой. Стекло должно быть очищено и обезжирено. Стекла и крошку можно скрепить специальным клеем для удобной транспортировки в печь. Будущий витраж загружается в специальную печь и дальше, в зависимости от температурного режима, достигается разная степень спекания.

Витражное панно - фьюзинг рыжий кот

Важно понимать, что у стекла определенного цвета есть свой коэффициент расширения, и не все стекла можно спекать между собой. Поэтому производители стекла изготовили специальную серию стекла для фьюзинга с одинаковым коэффициентом расширения. Изготовить витражи или предметы декоративно-прикладного искусства в технологии фьюзинг может только профессиональный мастер.

Фьюзинг - это уникальная технология, дающая возможность создавать современные витражи без металлического припоя и профиля. С помощью фьюзинга можно изготовить сувенирную продукцию, эксклюзивную посуду, светильники, интересные панно, объемную мозаику и рельефные витражи.