Витражи в Исламской культуре. Геометрия которая завораживает.


Вклад Мусульманской культуры в мировое искусство, научные дисциплины, архитектуру – невообразимо высок. Богатое культурное наследие исламских деятелей искусств, поражает сложностью исполнения и художественного выражения мастеров. В мире принято считать витражи – традиционным видом искусства Европейского народа, но если опираться на исторические факты, аналогичные технологии изготовления витражей на Ближнем Востоке появились за долго до Христианства.


Витражи в Иране и Азербайджане


Технологи витражей в регионах Ближнего востока и средней Азии отличается от Европейской, по ряду причин: климатические условия, технологические ограничения (отсутствие на рынке материалов для производства витражей в классическом, Европейском стиле). Вместо свинцового горбылька (профиля) мастера ближнего востока используют деревянные полоски (штапики) в каждой полоске есть пазы (углубления) шириной в 3 -4 миллиметра для стекла. При сборке витражной панели не используют гвозди, деревянные «штапики» склеиваются между собой.


По средствам соединения деревянных полосок со стеклом, получается прочная, сетчатая конструкция –витраж. Основа рисунка – геометрические мотивы, ромбы и квадраты и треугольники, образующие сложный, математически – правильный узор. Цветовая гамма состоит из локальных цветов: желтые, ярко-зелёные, красные и синие.


В Иране витражи- решетки применяли во всех видах зданий: в Мечетях, правительственных и общественных помещениях, ресторанах, частных домах. Популярность таких витражей в странах Ближнего Востока и Средней Азии объясняется потребностью людей в комфорте, необходимостью защиты от дневного света и яркого солнца, особенно в окнах, расположенных на высоте, или в потолке. Такие окна сложно закрывать ставнями и шторами. В Архитектурном наследии Ирана сохранилось большое количество витражей – памятников искусства, яркий пример: фото витража из Мечети Нассир Аль-Мульк в Иране.

Мечеть Нассир Аль-Мульк в Иране
Мечеть Нассир Аль-Мульк в Иране.

Витражи в Азербайджане называются «шебеке» это уникальный вид искусства витражного ремесла, передающегося из поколения в поколение, от отца к сыну. Центром витражного искусства в Азербайджане является город Шеке.


Шебеке –витраж собранный из множества деревянных элементов между которыми укреплены кусочки цветного стекла, без гвоздей и клея. Для изготовления шебеке используют древесину твёрдых пород: орех, дуб, самшит. Размеры витражных панелей могут достигать нескольких квадратных метров. Назначение витража- шебеке может быть разным: вставки в двери, декоративные ширмы, ламы, шкафы, даже, окна. Орнамент шебеке символизирует энергию жизни, бесконечность вселенной, а солнечный свет проникающий сквозь геометрические узоры является основой художественного образа витражей. Азербайджанский витраж - это уникальный вид искусства, которое сохранилось только в этом регионе. Геометрия которая завораживает- это особенность витражного искусства в Исламской культуре.

Витражи во дворце шекинских ханов.
Витражи во дворце шекинских ханов.

Резные витражи в Марокко и Тунисе


Витражи в этих регионах имеют большую популярность и пользуются особым спросом у местного населения. Это объясняется жарким климатом и ярким солнцем, а так же невысокой стоимостью, если речь идёт о небольших витража для частных домов.

Марокканский витраж –это правильный орнамент из многолучевых звёзд, переплетающихся между собой. Разноцветные кусочки из стекла скреплены между собой штукатуркой, которая при последующей обработке (резьбе) приобретает выпуклые формы, декорируется растительным узором и перфорацией. В монументальных витражных окнах- ячейки имеют угол наклона, чтобы направлять солнечные лучи на поверхность пола. Проекция яркого узора витража на полу и стенах помещения поражает совей яростью и удивляет сложностью геометрической структуры рисунка.


Витражи в Турции.


Витражи в Турецких мечетях могут заинтриговать наблюдателей сложным орнаментам, необычным по форме и композиции рисунком. В Исламской религиозной культуре не изображают людей и животных, а в Европейской традиции изготовления витража, напротив, основным жанром витражной живописи являются религиозные сюжеты и образы людей.


В Декоративно-прикладном искусстве, при изготовлении витражей на заказ, Турецкие мастера используют стилизованные изображения цветов, растений, фруктов, стебли которых переплетаются, иногда соединяются в центре композиции, образуют геометрические переплетения и узоры, звёзды. Цветовая гамма ближе к природной, к ярким цветам добавляются оттенки, синие цвета-разбавляются голубыми, свето- зелёные контрастирую с сочными зелёными. В изготовлении витражей, турецкие ремесленники используют Европейскую технологию сборки с использованием свинца. Объёмные элементы, стеклянные капли и бусины создают особый стиль, напоминающий орнаментальную живопись Турции. В городе Стамбул есть большое количество зданий с витражами, например: Мечеть Михримах Султан в историческом районе Эдирнекапы.

Мечеть Михримах Султан
Мечеть Михримах Султан

Витражи в Исламской культуре глубоко укорены в историю, а мастера и художники являются единственными носителями знаний и навыков изготовления витражей. Духовный смысл витражей – решеток в контрасте света и его отсутствием, свет показывает нам формы, струится разными цветами, символизирует Бесконечность Вселенной и вечное течение временного потока.